- Самые крупные российские аэропорты
- Аэровокзалы с международным статусом
- Внутренние коды России
- Индексы по ИКАО в России
- Коды ИАТА
- Система кодов в странах СНГ
- Коды ИКАО/ИАТА воздушных судов и аэропортов
- Кодировка воздушных судов по ИКАО и ИАТА
- Коды ИКАО и ИАТА аэропортов:
- Для чего это было придумано
- Плюс использования единой системы
- Аэропорты с самым высоким объемом пассажиропотока
- Значение кодов по ИТАО
Самые крупные российские аэропорты
перечислить все воздушные порты, расположенные на территории нашей страны, довольно сложно. Их можно разделить на две отдельные группы. В первую группу входят только те аэропорты, которые принимают рейсы отечественных перевозчиков. Ко второй категории относятся авиахабы с международным статусом. Получение этого статуса позволяет обслуживать рейсы иностранных перевозчиков. Предлагаем рассмотреть названия аэропортов России, получивших статус крупнейших аэропортов:
- Домодедово — Москва.
- Шереметьево — Москва.
- Пулково — Санкт-Петербург.
важно отметить, что аэропорт Домодедово не только крупнейший, но и самый загруженный транспортный узел. По статистике, уровень пассажиропотока в этом аэропорту увеличивается на десять процентов в год.
Аэровокзалы с международным статусом
Международные аэропорты России, список которых мы рассмотрим ниже, могут обслуживать как внутренние, так и зарубежные рейсы. Как правило, такие аэропорты принимают не только пассажиров, но и грузовые рейсы. В таких аэропортах контроль осуществляется не только пограничной службой, но и представителями таможенных органов.
Крупнейший национальный аэропорт с международным статусом — транспортный узел столицы «Домодедово». Вторую строчку в этом рейтинге занимает аэропорт Шереметьево. Власти столицы планируют совместить этот транспортный узел с аэропортом Внуково. Передача Внуково федеральным властям позволит значительно улучшить инфраструктуру этого аэропорта. Третью строчку рейтинга занимает аэропорт Пулково, расположенный в северной столице.
Екатеринбургский аэропорт «Кольцово» занимает четвертое место в национальном рейтинге. По статистике, этот авиаузел обслуживают более трех миллионов пассажиров в год. Здесь следует отметить, что уровень пассажиропотока в этом терминале постепенно увеличивается. Пятое место занимает аэропорт города Сочи, который ежегодно принимает не менее трех миллионов туристов. Аналогичные показатели демонстрирует аэропорт Толмачево, расположенный в Новосибирске. Этот транспортный узел часто используется как транзитный пункт для международных рейсов.
По мнению аналитиков, крупнейшим авиахабом РФ является Москва Домодедово
Внутренние коды России
В СССР была своя система кодирования, также называемая «Сиреновская» (названная по соответствующей системе бронирования).
Это трехзначный указатель букв кириллицы, построенный по тем же принципам, что и ITAO.
В остальном система тоже полностью совпала с ITAO, но с разницей. После распада СССР изменились названия городов, а вместе с ними и внутренние коды. Итак, в Санкт-Петербурге он появился — СПТ.
Аэропорт Пулково».
В 1990-е годы, когда полеты стали осуществляться во многих странах мира, заграничным городам были присвоены внутренние коды. Итак, в Барселоне это BCN.
Индексы по ИКАО в России
У СССР была буква в начале индекса — U, как для большой страны. Сейчас он используется, но для стран, вышедших из СССР, таких как Эстония и Латвия, первые буквы кода изменились на EE и EV.
В России до сих пор используется обозначение аэропортов, состоящее из 4 букв кириллицы.
В нескольких случаях индексы ИКАО были изменены на русский язык по соглашению между двумя организациями. Несмотря на их наличие, внутренние коды все еще находятся в обращении.
Коды ИАТА
IATA — коммерческое обозначение аэропортов, используемых для организации перевозки пассажиров и грузов по воздуху. Он используется в услугах по бронированию и продаже авиабилетов, чтобы сформировать программу связи рейсов и авиакомпаний SITA.
Код состоит из трех латинских букв. Это не подразумевает внутренней структуры. Комбинация любой буквы — это целое. Например, в аэропорту Домодедово есть код DME.
Важно! Коды, которые по какой-то причине не используются, могут по прошествии определенного времени быть присвоены другим аэропортам.
Персональные коды IATA также предоставляются городам с более чем двумя аэропортами. Например, код MOW присвоен Москве. В некоторых случаях код города и один из аэропортов являются общими. Например, светодиодный код имеет аэропорт Пулково и Санкт-Петербург, где он расположен.
Система кодов в странах СНГ
Особо отмечены рейсы между терминалами стран СНГ. Основной принцип не сильно отличается от системы IATA. Отличие в том, что для формирования кода используются буквы русского алфавита.
Код аэропорта назначается, чтобы быть связанным с его названием. Например, ЕКТ — Екатеринбург, СПТ — Санкт-Петербург. Некоторые имена будет сложно расшифровать человеку, который не занимается профессиональным бизнесом с аэропортами. Но опытный авиадиспетчер или пилот легко может назвать аэропорт вылета или прилета кодом.
Коды ИКАО/ИАТА воздушных судов и аэропортов
Каждому «нормальному» типу воздушного судна (AC) присваивается код ИКАО и код ИАТА.
Код ИКАО состоит из 4 знаков (латинские буквы и цифры). Код ИКАО для самолетов в основном используется при планировании полетов — он указывается в поле 9 плана полета (FPL).
Код IATA состоит из 3-х символов (буквы латинского алфавита и цифры). В странах СНГ параллельно действует внутренняя система кодов типов ВС, в которой коды состоят из 3-х знаков: букв русского алфавита и цифр.
Кодировка воздушных судов по ИКАО и ИАТА
Тип воздушного судна (ВС) Код ИАТА Код ИКАО
Airbus A300 | Пассажиры | AB3 | A30B |
Airbus A300B2 / B4 / C4 | Пассажиры | AB4 | A30B |
Airbus A300-600 | Пассажиры | AB6 | A306 |
Airbus A300-600ST Белуга | Нагрузка | ABB | A3ST |
Airbus A300 | Нагрузка | ABF | A30B |
Аэробус A300C4 / F4 | Нагрузка | ABX | A30B |
Airbus A300-600F | Нагрузка | ПБЯ | A306 |
Airbus A310 | Пассажиры | 310 | A310 |
Airbus A310-200 | Пассажиры | 312 | A310 |
Airbus A310-300 | Пассажиры | 313 | A310 |
Airbus A310C / F | Нагрузка | 31F | A310 |
Аэробус A310-200C / F | Нагрузка | 31X | A310 |
Airbus A310-300C / F | Нагрузка | 31лет | A310 |
Airbus A318 / 319/320/321 | Пассажиры | 32S | н / д |
Аэробус A318 | Пассажиры | 318 | A318 |
Airbus A319 | Пассажиры | 319 | A319 |
Airbus A320-100 / -200 | Пассажиры | 320 | A320 |
Аэробус A321-100 / -200 | Пассажиры | 321 | A321 |
Airbus A330 | Пассажиры | 330 | A330 |
Airbus A330-200 | Пассажиры | 332 | A332 |
Airbus A330-300 | Пассажиры | 333 | A333 |
Airbus A340 | Пассажиры | 340 | A340 |
Airbus A340-200 | Пассажиры | 342 | A342 |
Airbus A340-300 | Пассажиры | 343 | A343 |
Airbus A340-500 | Пассажиры | 345 | A345 |
Airbus A340-600 | Пассажиры | 346 | A346 |
Airbus A380 | Пассажиры | 380 | н / д |
Airbus A380F | Нагрузка | 38F | н / д |
Антонов АН-12 (Антонов АН-12) | Пассажиры | ANF | AN12 |
Антонов АН-24 (Антонов АН-24) | Пассажиры | AN4 | AN24 |
Антонов Ан-26 / Ан-30 / Ан-32 (Антонов Ан-26 / Ан-30 / Ан-32) | Пассажиры | AN6 | н / д |
Антонов АН-26 (Антонов АН-26) | Пассажиры | A26 | AN26 |
Антонов АН-30 (Антонов АН-30) | Пассажиры | A30 | AN30 |
Антонов АН-32 (Антонов АН-32) | Пассажиры | A32 | AN32 |
Антонов Ан-72 / Ан-74 (Антонов Ан-72 / Ан-74) | Пассажиры | AN7 | AN72 |
Антонов Ан-124 Руслан (Антонов Ан-124 Руслан) | Нагрузка | LA4FA | A124 |
Антонов Ан-140 (Антонов Ан-140) | Пассажиры | A40 | A140 |
Аэрокосмическая промышленность / Alenia ATR 42/72 | Пассажиры | ATR | н / д |
Аэрокосмическая промышленность / Alenia ATR 42-300 / 320 | Пассажиры | AT4 | AT43 |
Аэрокосмическая промышленность / Alenia ATR 42-500 | Пассажиры | В 5 | AT45 |
Аэрокосмическая промышленность / Alenia ATR 72 | Пассажиры | В 7 | AT72 |
Боинг 707-100 | Пассажиры | 701 | B701 |
Боинг 707-300 | Пассажиры | 703 | B703 |
Боинг 707/720 | Пассажиры | 707 | н / д |
Боинг 707 | Нагрузка | 70F | B703 |
Боинг 707 | Грузопассажирский | 70 млн | B703 |
Боинг 717 | Пассажиры | 717 | B712 |
Боинг 727 | Пассажиры | 727 | н / д |
Боинг 727-100 | Пассажиры | 721 | B721 |
Боинг 727-200 | Пассажиры | 722 | B722 |
Боинг 727-100 | Смешанный | 72B | B721 |
Боинг 727-200 | Смешанный | 72C | B722 |
Боинг 727-200 | Грузопассажирский | 72 млн | н / д |
Боинг 727-200 | Модифицированный пассажир | 72S | B722 |
Боинг 727-100 | Нагрузка | 72X | B721 |
Боинг 727-200 | Нагрузка | 72Y | B722 |
Боинг 737 | Пассажиры | 737 | н / д |
Боинг 737-100 | Пассажиры | 731 | B731 |
Боинг 737-200 | Пассажиры | 732 | B732 |
Боинг 737-300 | Пассажиры | 733 | B733 |
Боинг 737-400 | Пассажиры | 734 | B734 |
Боинг 737-500 | Пассажиры | 735 | B735 |
Боинг 737-600 | Пассажиры | 736 | B736 |
Боинг 737-700 | Пассажиры | 73G | B737 |
Боинг 737-700 (с закрылками) | Пассажиры | 73 Вт | B737 |
Боинг 737-800 | Пассажиры | 738 | B738 |
Боинг 737-800 (с закрылками) | Пассажиры | 73H | B738 |
Боинг 737-900 | Пассажиры | 739 | B739 |
Боинг 737-200 | Грузопассажирский | 73 млн | B732 |
Боинг 737 | Нагрузка | 73FA | н / д |
Боинг 737-200 | Нагрузка | 73X | B732 |
Боинг 737-300 | Нагрузка | 73Y | B733 |
Боинг 747 | Пассажиры | 747 | н / д |
Боинг 747-100 | Пассажиры | 741 | B741 |
Боинг 747-200 | Пассажиры | 742 | B742 |
Боинг 747-300 | Пассажиры | 743 | B743 |
Боинг 747-400 | Пассажиры | 744 | B744 |
Внутренний Боинг 747-400 | Пассажиры | 74J | B744 |
Боинг 747SP | Пассажиры | 74L | B74S |
Боинг 747SR | Пассажиры | 74R | B74R |
Боинг 747 | Грузопассажирский | 74 млн | н / д |
Боинг 747-200 | Грузопассажирский | 74C | B742 |
Боинг 747-300 | Грузопассажирский | 74D | B743 |
Боинг 747-400 | Грузопассажирский | 74E | B744 |
Боинг 747 | Нагрузка | 74FA | н / д |
Боинг 747-100 | Нагрузка | 74 т | B741 |
Боинг 747-200 | Нагрузка | 74X | B742 |
Боинг 747-300 / 747-200 СУД | Нагрузка | 74U | B743 |
Боинг 747-400 | Нагрузка | 74Y | B744 |
Боинг 747SR | Нагрузка | 74V | B74R |
Боинг 747-400LCF Dreamlifter | Нагрузка | BLCF | |
Шаттл Boeing 747SCA | Нагрузка | BSCA | |
Боинг 757 | Пассажиры | 757 | н / д |
Боинг 757-200 | Пассажиры | 752 | B752 |
Боинг 757-300 | Пассажиры | 753 | B753 |
Боинг 757 | Смешанный | 75 млн | B752 |
Боинг 757 | Нагрузка | 75F | B752 |
Боинг 767 | Пассажиры | 767 | н / д |
Боинг 767-200 | Пассажиры | 762 | B762 |
Боинг 767-300 | Пассажиры | 763 | B763 |
Боинг 767-400 | Пассажиры | 764 | B764 |
Боинг 767 | Нагрузка | 76F | н / д |
Боинг 767-200 | Нагрузка | 76X | B762 |
Боинг 767-300 | Нагрузка | 76Y | B763 |
Боинг 777 | Пассажиры | 777 | н / д |
Боинг 777-200 | Пассажиры | 772 | B772 |
Боинг 777-300 | Пассажиры | 773 | B773 |
Боинг 777-200LR | Пассажиры | 77L | B77L |
Боинг 777-300ER | Пассажиры | 77 Вт | B77W |
Embraer 170/190 | Пассажиры | EMJ | н / д |
Embraer 170 | Пассажиры | E70 | E170 |
Embraer 190 | Пассажиры | E90 | E190 |
Embraer EMB 120 Бразилиа | Пассажиры | EM2 | E120 |
Embraer EMB 110 Bandeirnate | Пассажиры | EMB | E110 |
Embraer RJ 135/140/145 | Пассажиры | ERJ | н / д |
Embraer RJ 135 | Пассажиры | ER3 | E135 |
Embraer RJ 140 | Пассажиры | ERD | н / д |
Embraer RJ 145 Amazon | Пассажиры | ER4 | E145 |
Fokker F50 | Пассажиры | F50 | F50 |
Fokker F70 | Пассажиры | F70 | F70 |
Fokker F100 | Пассажиры | 100 | F100 |
Стипендия Fokker F.28 | Пассажиры | F28 | F28 |
Fokker F.28 Fellowship 1000 | Пассажиры | F21 | F28 |
Стипендия Fokker F.28 2000 г | Пассажиры | F22 | F28 |
Fokker F.28 Fellowship 3000 | Пассажиры | F23 | F28 |
Fokker F.28 Fellowship 4000 | Пассажиры | F24 | F28 |
Fokker F.27 Fellowship Fairchild | Пассажиры | F27 | F27 |
Ильюшин ИЛ114 (Ильюшин ИЛ114) | Пассажиры | I14 | I114 |
Ильюшин ИЛ18 (Ильюшин ИЛ18) | Пассажиры | IL8 | 18-Й |
Ильюшин ИЛ62 (Ильюшин ИЛ62) | Пассажиры | IL6 | IL62 |
Ильюшин ИЛ76 (Ильюшин ИЛ76) | Нагрузка | IL7 | IL76 |
Ильюшин ИЛ86 (Ильюшин ИЛ86) | Пассажиры | ILW | IL86 |
Ильюшин ИЛ96 (Ильюшин ИЛ96) | Пассажиры | IL9 | IL96 |
Ильюшин ИЛ96-300 (Ильюшин ИЛ96-300) | Пассажиры | I93 | IL96 |
Ильюшин ИЛ96М (Ильюшин ИЛ96М) | Пассажиры | I9M | IL96 |
Нагрузка Ильюшина ИЛ96 (Нагрузка Ильюшина ИЛ96) | Нагрузка | I9F | IL96 |
Нагрузка Ильюшина ИЛ96-300 (Нагрузка Ильюшина Ил96-300) | Нагрузка | I9X | IL96 |
Ильюшин ИЛ96Т (Ильюшин ИЛ96Т) | Нагрузка | I9Y | IL96 |
Макдоннелл Дуглас DC-10 | Пассажиры | D10 | DC10 |
Макдоннелл Дуглас DC-10-10 / 15 | Пассажиры | D11 | DC10 |
Макдоннелл Дуглас DC-10-30 / 40 | Пассажиры | D1C | DC10 |
Макдоннелл Дуглас DC-10 | Нагрузка | D1F | DC10 |
Макдоннелл Дуглас DC-10-10 | Нагрузка | D1X | DC10 |
Макдоннелл Дуглас DC-10-30 / 40 | Нагрузка | D1Y | DC10 |
Макдоннелл Дуглас DC-9 | Пассажиры | DC9 | DC9 |
Макдоннелл Дуглас DC-9-10 | Пассажиры | D91 | DC91 |
Макдоннелл Дуглас DC-9-20 | Пассажиры | D92 | DC92 |
Макдоннелл Дуглас DC-9-30 | Пассажиры | D93 | DC93 |
Макдоннелл Дуглас DC-9-40 | Пассажиры | D94 | DC94 |
Макдоннелл Дуглас DC-9-50 | Пассажиры | D95 | DC95 |
Макдоннелл Дуглас MD11 | Пассажиры | M11 | MD11 |
Макдоннелл Дуглас MD11 | Смешанный | M1M | MD11 |
Макдоннелл Дуглас MD11 | Нагрузка | M1F | MD11 |
Макдоннелл Дуглас MD80 | Пассажиры | M80 | MD80 |
Макдоннелл Дуглас MD81 | Пассажиры | M81 | MD81 |
Макдоннелл Дуглас MD82 | Пассажиры | M82 | MD82 |
Макдоннелл Дуглас MD83 | Пассажиры | M83 | MD83 |
Макдоннелл Дуглас MD87 | Пассажиры | M87 | MD87 |
Макдоннелл Дуглас MD88 | Пассажиры | M88 | MD88 |
Макдоннелл Дуглас MD90 | Пассажиры | M90 | MD90 |
Туполев Ту-134 (Туполев Ту-134) | Пассажиры | TU3 | T134 |
Туполев Ту-154 (Туполев Ту-154) | Пассажиры | TU5 | T154 |
Туполев Ту-204 / Ту-214 (Туполев Ту-204 / Ту-214) | Пассажиры | T20 | T204 |
Коды ИКАО и ИАТА аэропортов:
Код аэропорта ИКАО также состоит из 4 букв, и первые две буквы могут использоваться для приблизительного определения его местоположения, поскольку первые буквы присваиваются аэропорту в зависимости от региона, в котором он находится:
Первая буква указывает на континент, на котором расположен аэропорт. Вторая буква — обозначает страну (или несколько стран). Третья буква может указывать на районный центр РПИ или ОВД, которому принадлежит аэропорт. И только четвертая буква индивидуальна для аэропорта, она назначается в алфавитном порядке (или, как он «спрашивает» направление» :).
Коды IATA никоим образом не привязаны к географическому положению аэропортов, они обычно присваиваются таким образом, чтобы получить наиболее созвучное и ассоциативное название города, в котором расположен аэропорт, например:
- FRA — Франкфурт-на-Майне;
- ТАС — Ташкент;
- ВКО — Внуково (Москва);
- RMI — Римини;
- ALG — Алжир;
- NDJ — Нджамена;
- PEK — Пекин;
- . и так далее.
Единственным исключением являются американские и канадские аэропорты, где (почти все, кроме нескольких избранных) код ИАТА полностью соответствует трем последним буквам кода ИКАО, например:
- КДЕН — ДЕН — Денвер;
- KIAH — IAH — Хьюстон;
- KACY — ACY — Атлантик-Сити;
- CYYC — YYC — Калгари;
- CYQX — YQX — Гусак;
- CYVR — YVR — Ванкувер;
- . и так далее.
Для чего это было придумано
По мере распространения воздушного транспорта по миру встал вопрос об обмене данными универсальными методами. Например, чтобы не путать аэропорты Лондона — столицы Великобритании и Лондона в Канаде. Чтобы избежать ошибок и неточностей, передача информации была упрощена и сделана понятной для пилотов и авиадиспетчеров по всему миру. Это связано с использованием единых систем кодов аэропортов.
Плюс использования единой системы
Еще одно преимущество использования современных систем шифрования состоит в том, что несколько аэропортов можно зашифровать одним кодом. Все международные пассажирские рейсы в настоящее время используют систему IATA.
Аэропорты с самым высоким объемом пассажиропотока
Российские аэропорты, список которых насчитывает более двухсот населенных пунктов, ежегодно принимают несколько сотен миллионов туристов. Большинство терминалов оборудованы по всем европейским авиационным стандартам. Туристы, путешествующие из этих аэропортов, получают высочайший уровень обслуживания. Самый высокий уровень пассажиропотока зафиксирован в транспортных узлах столицы. Кроме того, высокий уровень пассажиропотока характерен для аэропортов, расположенных в следующих городах:
- Санкт-Петербург и Екатеринбург.
- Тюмень и Новосибирск.
- Сочи и Петрозаводск.
Все вышеперечисленные аэропорты соответствуют всем авиационным стандартам. Пассажирам, посещающим эти аэропорты, предоставляются максимально комфортные условия для подготовки к полету.
Значение кодов по ИТАО
Код ITAO имеет трехбуквенное обозначение. Он используется агентствами по продаже авиабилетов, системами бронирования и другими организациями, которые координируют коммерческие авиаперелеты.
Этот индекс не имеет собственной структуры и рассматривается как единое целое. Например, в Шереметьево это СВО.
Внутри аэропорта Шереметьево».
Если код больше не используется, он присваивается другому аэропорту.
Кстати, индексы IATA есть не только в аэропортах, но и на вокзалах и портах. Итак, на Ленинградском вокзале это ЗКД.
Если в городе более двух аэропортов, у него также есть свой почтовый индекс. Например, в Москве есть MOW. Однако в России есть города, которые по своему буквенному обозначению не совпадают с кодом. В чем причина?
Дело в том, что после смены названия города изменение самого индекса ITAO — очень затратное и трудоемкое мероприятие.
После распада СССР у Санкт-Петербурга остался код: LED, у Самары — KUF.
Самара.
Бывают случаи, когда один и тот же индекс используется и для города, и для аэропорта. Такое бывает, когда в городе есть крупный аэропорт. Так случилось с аэропортом Пулково, где он совпадает с кодом города.
Для таких стран, как Америка или Канада, индекс ITAO был сформирован ИКАО — они просто удалили первую букву.