Ан-124 Руслан: характеристики и описание тяжёлого дальнего транспортного самолёта

История разработки транспортного самолета «Руслан»

В начале 1960-х годов ОКБ Антонова успело выпустить несколько удачных моделей самолетов, предназначенных для пассажирских и транспортных перевозок. Одним из лучших стал военно-транспортный Ан-22 «Антей», который мог перевозить на борту до 60 тонн груза. Такие показатели зафиксированы давно, но американские технологии не позволяли советским конструкторам перейти к проектам иного класса.

Самолет Ан-124

В США компания Lockheed активно разрабатывала новую машину C-5 Galaxy, которая была намного крупнее и грузовее отечественного Ан-22. Чтобы не отставать от своего основного конкурента, советской авиации требовался самолет, который по допустимой полезной нагрузке был вдвое больше «Антей.

Осознание того, что создание такого проекта вполне реально и необходимо, пришло к Советскому правительству в середине 1960-х годов. Вскоре после этого было издано несколько постановлений и приказов о разработке нового самолета в ОКБ Антонова под руководством Белолипецкого.

История создания Ан-124

Изначально конструкторы представили два варианта — Ан-126 и Ан-124. Первый имел грузоподъемность до 140 т, второй — до 120 т. При этом планировалось установить двигатели в количестве 6 и 4 единиц соответственно.

В 1972 г был дан официальный приказ о начале работ по проекту Ан-124; ему было присвоено кодовое название «Продукт 200». Спустя год ОКБ представило первую модель будущего самолета. Но при его дальнейшем развитии возникли серьезные трудности, в результате чего пришлось отказаться от его реализации и начать работу над проектом буквально с нуля. Новый автомобиль получил индекс «Изделие 400», официальное решение о его создании было принято в начале 1977 года.

История создания транспортного самолета

Параллельно разрабатывалась специальная комплексная программа задач, суть которой заключалась в совершенствовании самолета. Конструкторы с помощью компьютера рассмотрели все доступные варианты увеличения прочности с помощью долговечности, развития аэродинамических свойств, добавления функциональности и усиления силовой установки. Всего было проанализировано 540 вариаций компоновки машины и произведено 185 моделей в аэродинамической трубе. Десятки советских предприятий были задействованы в реализации программы и более 100 — в последующем строительстве.

В самолете применено много передовых решений и новых технологий. Он стал первым в истории советской авиации, получившим сверхкритическое крыло. Также решили установить электронную систему дистанционного управления, бортовую автоматизированную систему управления и улучшенное навигационное оборудование.

Особое внимание было уделено проработке грузового отделения. Это было выполнено с использованием новой разработки «приседаний»: самолет опускается, а носовая часть фюзеляжа поднимается вверх, обеспечивая проход через грузовую зону и увеличивая скорость погрузочно-разгрузочных работ.

При проектировании Ан-124 было построено 44 испытательных стенда и 3500 узлов испытательной машины. Такое решение позволило получить желаемые характеристики и устранить дефекты. Наиболее примечательным была поддержка управления высокой подъемной силой, которая помогла смоделировать десятки полетных ситуаций и правильно откалибровать самолет.

Ан-124 конструкции

Все стендовые испытания заняли 135 000 часов реального времени, но это позволило отказаться от 100 испытательных полетов в будущем. Кроме того, в испытаниях были задействованы четыре летающие лаборатории. Также потребовалось создание машинного отделения для проведения первых испытаний. Общее время дополнительных испытаний составило более 60 000 часов.

В 1973 году на Киевском заводе началось строительство корпуса первого прототипа Ан-124. В 1979 году была подготовлена ​​техническая документация, позволившая начать производство всего оборудования. Двигатель создан компанией Progress. Изначально предполагалось установить Д-18 на базе американского TF-39, но ресурсов у них было недостаточно. Представители компании также рассматривали вариант разработки двигателей на базе британского RB.211-22, для чего запросили партию из нескольких образцов. Однако в продаже небольшого количества моделей было отказано. Поэтому конструкторы решили разработать Д-18Т на базе советского Д-36.

Первый пуск Ан-124 был произведен в октябре 1982 года. На тот момент это был самый большой грузовой самолет в мире. Так оставалось еще много лет. Первые испытания проводились на земле. 24 декабря самолет взлетел и летел около часа в сопровождении L-39. Несмотря на успешный полет, экипаж столкнулся с трудностями при посадке: самолет сильно затрясся после контакта с землей, вызвав незначительные повреждения.

В сентябре 1983 года на Ан-124 был выполнен 141 полет, оставшийся в небе 251 час. Государственные испытания начались в ноябре, в ходе которых самолет выполнил 157 полетов продолжительностью 304 ч. Испытания показали, что были проблемы со стабильностью двигателей на взлете, но они не были устранены.

С 1984 года руководителем проекта был назначен Балабуев. В то же время испытания второго прототипа начали изучать уровень безопасности при любых отказах. К концу 1985 года он выполнил 163 полета общей продолжительностью 289 часов. Самолет также был показан на Парижской авиационной выставке, после чего было совершено несколько полетов для установления мировых рекордов. В последующие годы Ан-124 прошел испытания на боевые десантно-грузовые возможности и уровень обледенения. Прыжки с парашютом через задний люк были признаны опасными.

В декабре 1986 года испытания были завершены. С тех пор Толмачев был назначен главным конструктором. Фактическая эксплуатация серийных образцов началась еще в 1987 году, хотя на вооружение они были приняты только в 1991 году. С 1990 года начались испытания самолета Ан-124-100, предназначенного для гражданского транспорта. Сертификаты летной годности он получил 30 декабря 1992 года, после чего приступил к официальной эксплуатации.

Компании-эксплуатанты

К 1991 году по госзаказу ВВС было выпущено тридцать восемь «Русланов». Россия взяла тридцать три, и это было слишком много для работы, поэтому некоторые из самолетов были переданы на хранение. Однако руководство авиации прекрасно понимало перспективы выхода на международный рынок на коммерческой основе, поэтому в августе 1990 года в России была создана авиационная организация «Волга-Днепр», основными акционерами которой были Ульяновский авиационный комплекс им. Устинова, конструкторское бюро «Прогресс» в Запорожье и непосредственно такое же конструкторское бюро в Киеве им. Антонова.

А уже в 1991 году вместе с англичанами зафиксировали слияние компаний «Волга-Днепр» и «Heavy-Lift Cargo Airlines». Целью создания СП было международное продвижение грузовых перевозок на Ан-124. Виктор Толмачев назначен техническим директором.

Однако через некоторое время «Волга-Днепр» обзавелась конкурентом в лице украинской авиакомпании «Антоновские авиалинии» с единственной «Мрией». Ведь после распада Союза главный заказчик в лице России выпал, и транспортный бизнес надо было развивать.

Работа экипажа

Среди прочего, компания «Полет», 224-й отряд Минобороны и Аэрофлота также начали эксплуатацию Ан-124. Сколько компаний в России им воспользовались? Изначально их было четыре, не считая многонациональной.

Но самым удивительным фактом эксплуатации Руслана стало подписание соглашения между российско-украинской компанией и НАТО в 2006 году в Лейпциге. По соглашению альянс получил доступ к двадцати самолетам «Руслан», два из которых должны были базироваться на постоянной базе в Лейпциге.

Первоначально документы были подписаны на три года с последующим продлением, на котором альянс максимально использовал, так как американская модель A400M, которая должна была заменить украинские грузовики, еще не выпущена. НАТО использовало не только Ан-124, но также Мрия и Ил-76. Кроме того, «Руслан» также использовался Францией во время операции в Мали (2013 г).

Сегодня «Волга-Днепр» имеет двенадцать самолетов и является крупнейшим в мире эксплуатантом Ан-124. Более того, благодаря международным перевозкам грузов компания может стоять на отлично, ведь в среднем чартерный рейс обходится работодателю в семьсот тысяч долларов. География полетов разнообразна: товары доставляются в 190 стран мира, более чем в 1300 аэропортов. «Волга-Днепр» выполняет 1200 рейсов в год. Некоторые заказы из космической отрасли рассчитаны на несколько лет, потому что ни один самолет не может перевозить крупногабаритные и негабаритные грузы, за исключением Ан-124.

автомобильный транспорт

Перспективы

Производство самолетов Ан-124 на Ульяновском заводе закончилось в 2004 году. В Киеве сборка закончилась еще раньше. Всего заводы отгрузили покупателям 56 автомобилей. Некоторые машины, стоящие на вооружении российской армии, прошли модернизацию с заменой конструктивных элементов планера и радионавигационного оборудования. Доработанный самолет соответствует спецификации Ан-124-100М.

Проблемой дальнейшей модернизации стало обострение отношений между Россией и Украиной.

Конструкторское бюро Антонова, базирующееся в Украине, периодически публикует материалы о планируемом запрете полетов Руслана за пределы России в случае отказа в обслуживании.

В Вооруженных силах России 24 самолета Ан-124. Еще 12 самолетов эксплуатируются транспортной авиакомпанией Волга-Днепр. В Украине 7 машин. По некоторым данным, в Киеве и Триполи есть по одному самолету гражданского воздушного флота Ливии.

Одна машина используется в авиации Объединенных Арабских Эмиратов и Азербайджана. Автомобиль используется ООН в лизинг. При необходимости организация может привлечь до шести самолетов Ан-124 «Руслан» для выполнения грузовых транспортных или аварийно-спасательных работ».

Жизнь после распада СССР

После распада Союза Ан-124 Руслан, как и ожидалось, прекратил производство в Украине из-за финансовой депрессии. И последний самолет сошел с конвейера Ульяновского ВВЗ в 1995 году, но модель была немного доработана. Три года назад самолет был модернизирован, убрали все оборудование, используемое воздушно-десантными войсками. Внутри модернизирована радионавигационная система, а кабина Ан-124 оснащена приборами с надписями на английском языке.

Кроме того, было изменено грузовое отделение. Двигатели, изначально установленные на Ан-124, подверглись модернизации, так как часто поступали жалобы на сбои в их эксплуатации. Но учитывая достаточное количество автомобилей на авиационном рынке, дальнейших выпусков они не увидели, несмотря на многочисленные попытки возобновить производство, потому что на данный момент мировой рынок заинтересован в такой модели авиатранспортного самолета. Правда, стоимость Ан-124 далеко не низкая и составляет около ста миллионов долларов.

Характеристика ВС

Самолет создан по классической схеме Антонова: его крылья расположены достаточно высоко от верха фюзеляжа, а по два двигателя с каждой стороны прикреплены к пилонам. Экипаж Ан-124 размещается в кабине, которая, как обычно, в носовой части, с модификацией: внутри у самолета две палубы, причем нижняя используется исключительно для перевозки грузов, а верхняя предназначен только для работы летного экипажа.

Также на второй палубе предусмотрены места для лиц, сопровождающих груз, они называются бортпроводниками, и для дополнительного летного экипажа, если время работы основного не проходит по установленным законодательством документам. Для них восемнадцать мест. Грузовое отделение разделено на два герметичных люка. Фактически, именно они являются конструктивной особенностью машины. Внутри отсека находится погрузочное оборудование, а пол сделан из титанового материала и выдерживает самые сильные нагрузки.

Посадка Ан-124

Шасси самолета состоит из двадцати четырех колес, имеет несколько стоек, и, несмотря на свои размеры, Ан-124 может приземляться даже на грунтовых взлетно-посадочных полосах. Кроме того, с помощью шасси можно изменять высоту самолета от земли и угол наклона, затем опускается носовая часть, что облегчает погрузочные работы. Рама имеет уникальную систему поворота и функцию опускания.

Передний загрузочный люк открывается автоматически с помощью специального пульта ДУ: сначала открываются «носовые» замки, после чего поднимается сам нос. При этом устанавливаются вспомогательные опоры и самолет приседает за счет выкатывания вперед передних стоек. Также открывается аппарель, находящаяся под носовой частью, и на нее ставится тепловая ловушка.

Внутри грузового отсека четыре вертолета Ми-8, целый железнодорожный вагон, используемый в метро, ​​или самолет SSD-100 («Суперджет») со снятыми крыльями и оперением. И что самое удивительное, Ан-124 Руслан может нести ракету-носитель «Ангара».

Персонал — восемь человек. В состав экипажа входят: командир воздушного судна, его помощник второго пилота, штурман, два бортинженера (один старший, другой специализируется на авиационном оборудовании), радист и два оператора, ответственных за погрузочно-разгрузочные работы. Самолет управляется штурвалом, который имеет усилитель. Это означает, что рулевое колесо можно отклонить только с помощью гидравлики, и в случае неисправности больше невозможно будет управлять им вручную. Вот почему в системе машин используется четырехкратное резервирование. Абсолютно вся механика управления включает жесткие тросы и стержни.

Могучий «Руслан» — первая советская машина, на которой установлена ​​автоматика. Он полностью контролирует все внутренние механизмы Ан-124. Кроме того, устройства могут автоматически определять вес подъемника и сообщать о критическом режиме перегрузки. Самолет оборудован собственным тягачом, который перевозится на каждом рейсе и используется для буксировки.

Технические характеристики Ан-124

Создавая транспортный самолет Ан-124 «Руслан», конструкторы сделали упор на максимальную грузоподъемность. Поэтому габариты автомобиля оказались предельно большими. Ан-124 имеет длину 69,1 м и высоту 21,08 м, размах крыла 73,3 м при общей площади 628 м². Пустой самолет весит 178,4 тонны, а грузоподъемность базовой модели Руслана достигает 120 тонн, максимальная взлетная масса ограничена 392 тоннами, масса топлива может достигать 212,35 тонны, отведенный ресурс составляет 50 000 часов, 10 000 полетов или 45 лет.

Чертеж Ан-124

Технические характеристики самолета «Руслан» позволяют использовать его с максимальной эффективностью. Он оснащен 4-мя двигателями Д-18Т, каждый из которых имеет тягу 23430 кгс, и 2-мя вспомогательными подруливающими устройствами ТА-12. Ан-124 способен развивать скорость до 865 км / ч, его крейсерская скорость составляет 800 км / ч.

Технические характеристики Ан-124

Практическая дальность полета при полной нагрузке ограничена 4800 км, при грузоподъемности 80 тонн увеличивается до 7500 км. Пустой он способен преодолевать более 20000 км, что доказал в 1987 году, установив рекорд беспосадочного перелета вдоль границ СССР протяженностью 20151 км. Под любой нагрузкой самолет может подняться на высоту 11 600 м. Официальный мировой рекорд, установленный Русланом, — подъем 171 219 тонн на высоту 10750 м.

Эксплуатация «Русланов»

Освоение Ан-124 боевыми частями советской военно-транспортной авиации ВВС началось в 1987 году. Машина была принята на вооружение приказом Верховного главнокомандующего Михаилом Горбачевым 28 марта 1991 года. Советский Союз, все военные Ан-124 были унаследованы от Российской Федерации.

В 1989 году постановлением Совета Министров СССР механический завод в Киеве получил право осуществлять воздушные перевозки грузов на Ан-124, для этого было создано авиатранспортное предприятие (ныне — Авиакомпания Антонова.). 30 декабря 1992 года Межгосударственный авиационный комитет выдал сертификат летной годности на гражданский транспортный самолет Ан-124-100.

Транспортный самолет Ан-124
Транспортный самолет Ан-124 Руслан, 1985 год © Юзеф Мосенжник и Алексей Поддубный / ТАСС

Первым гражданским эксплуатантом самолета стала авиакомпания «Антоновские авиалинии», вторым — российская компания «Волга-Днепр». На протяжении многих лет Ан-124 использовался для перевозки таких грузов, как водяные турбины, электрогенератор весом 135 тонн, локомотивы, капсульные космические корабли, вагоны метро, ​​яхты, базальтовый памятник и многое другое.

В конце 1990-х годов Ан-124-100 считался стартовой площадкой для малых космических спутников (проект «Воздушный старт»).

Общее количество выпущенных самолетов этого типа на конец 2017 года составляет 56 единиц. Из них 20 машин построили в Киеве в 1982–2003 годах, еще 36 — в 1985–2004 годах — в Ульяновске.

Руслан меняет

  • Ан-124 (1982 г.) — базовая версия военно-транспортного средства;
  • Ан-124-100 (1992 г.) — коммерческая версия;
  • Ан-124-100М (1997 г.) — вариант с модернизированной авионикой и уменьшенным до четырех человек экипажем;
  • Ан-124-100М-150 (2007 г.) — вариант с увеличенной максимальной полезной нагрузкой до 150 тонн.

Продолжение

В 2006 году было принято решение о возобновлении серийного производства Ан-124 на ульяновском «Авиастаре» совместно с украинскими предприятиями. Запуск производства неоднократно откладывался по вине украинской стороны, в том числе из-за проблем с поставкой двигателей. В 2014 году проект сотрудничества завершился.

По данным из открытых источников, современными операторами Русланова являются Минобороны РФ (не менее десяти модернизированных единиц), российские авиаперевозчики «Волга-Днепр» (12 единиц) и государственная авиакомпания АО «224-й летный отряд» (восемь единиц), украинские авиаперевозчики. Авиакомпания «Антоновские авиалинии» (семь единиц) и Maximus Air Cargo из Объединенных Арабских Эмиратов.

Идеи о новом транспортном самолете

После выпуска в 1965 году более крупного турбовинтового самолета Ан-22 американцы конкурировали с их проектом Lockheed S-5 Galaxy, который в конечном итоге оказался намного мощнее победившего советского авиатранспортного самолета. Тогда руководство ЦК КПСС дало конструкторам задание создать машину, грузоподъемность которой должна составлять около ста сорока тонн. Такое ускорение событий было связано в основном с престижем государства и, во-вторых, с разработкой оптимально функционального самолета для быстрого развертывания армии и ее снабжения.

Украинцы сразу присоединились к проекту, так как у них уже была необходимая база. Однако поставленная перед ними задача тоже была весьма необычной, ведь раньше такие машины еще никто не проектировал. Поэтому многие технические задачи решались буквально с нуля, например, разработка оборудования или работа с деталями и агрегатами самолетов невероятных для того времени размеров.

В 1971 году в ОКБ Антонова уже были планы на два самолета Ан-124 «Руслан», по которым были представлены модификации с четырьмя и шестью двигателями. Грузоподъемность первой модели составляла сто двадцать тонн, второй — сто сорок. В 1973 году по нарисованным чертежам была создана настоящая модель в натуральную величину, и эти размеры поразили всех зрителей, однако для запуска серийного производства необходимо было улучшить абсолютно все характеристики самолета.

Рекорды и интересные факты

За годы работы Руслан более 30 раз заносил свое имя в Книгу мировых авиационных рекордов:

  • рекорд по подъему грузов в воздух был установлен самолетом Ан-124 26 июля 1985 года. Руслан поднял коммерческий груз массой 171 219 тонн на высоту 10,75 км.
  • достижения в области беспосадочных перелетов увенчались уникальным рекордом: без дозаправки самолет пролетел 20 151 км за 25 часов 30 минут.
  • рекорды по перевозке самой большой партии груза за один рейс, самой тяжелой партии груза и многого другого.

Десятки коммерческих заказов, выполненных «Русланом», не стали рекордными, но поражают воображение разнообразием и массогабаритными характеристиками перевозимых товаров.

На коленях гиганта летали самосвалы и гидротурбины, гигантские египетские древности и боевые истребители.

Русланам приходилось везти эксклюзивные товары, такие как золото и валюта, концертное оборудование легендарной рок-группы Pink Floyd и зенитно-ракетные комплексы.

Вес и размеры самолета

Сколько весит самолет «Руслан» с такой грузоподъемностью? На самом деле меньше, чем вы думаете. Вес самолета «Руслан» (полностью пустого, без топлива и груженого с экипажем на борту) составляет примерно 180 тонн. При этом максимальный вес топлива, которое может поместиться в бензобак, составляет 230 тонн.

Мы уже говорили, что Ан-124 входит в список крупнейших самолетов мира. Размеры самолета Руслан:

  1. Длина корабля 69 метров.
  2. Размах крыла Ан-124 составляет чуть более 73 метров.
  3. Самолет наверху немного меньше — 21 метр.

Самолет может развивать скорость 865 км / ч. При этом стандартная крейсерская скорость корабля составляет от 750 до 800 км / ч.

Согласно упомянутым ранее мировым рекордам, самолет может загружать более 170 тонн на высоте 10 км (крейсерская высота корабля). А максимальная протяженность полета по закрытому маршруту составила более 20 000 км.

По сравнению со сроками разработки и запуска модели, сегодня показатели продаж упали до предела. Правительство планировало запустить серийное производство, но пока без заметных результатов. Стоимость самолета Ан-124 «Руслан» достигает 100 миллионов долларов.

Сравнение самолетов Мрия и Руслан

Ан-225 «Мрия» — это двухкилевой транспортный самолет, созданный на базе «Руслана», но по ряду технических характеристик значительно превосходящий его.

У Мрии больше, чем у Руслана»:

  • Размах крыла 14,9 м.
  • Площадь крыла составляет 277 квадратных метров.
  • Масса пустого самолета — от 71,6 тонны.
  • Максимальный взлетный вес — 248 тонн.
  • Масса топлива — от 81,65 тонны.
  • Длина грузового отсека — 7,5 м.

При сопоставимых характеристиках силовой установки с такими же двигателями Д-18Т по транспортным и эксплуатационным параметрам Ан-225 значительно превосходит Ан-124.

«Мрия» создавалась как основной транспортный элемент советского космического корабля «Буран».

Сравнение Ан-124 и Ан-225

Ан-124 (Руслан)

Особенности конструкции

Ан-124 создавался по схеме широкофюзеляжного однокилевого высокоплан. Он получил стреловидное крыло сверхкритического профиля и увеличенной площади, выполненное из алюминиевых деталей.

Кабина Ан-124 Руслан

Самолет разделен на две палубы: верхнюю и нижнюю. Такое решение позволило расширить полезную площадь грузового отсека и увеличить допустимую нагрузку без ограничения экипажа в пространстве. В некоторых модификациях макет может измениться.

Кабина Ан-124 Руслан

На верхней палубе находятся колодцы для экипажа, экипажа и сопровождения. Первый рассчитан на 8 человек, включая командира, помощника, штурмана, двух бортинженеров, а также грузового оператора и радиста. Второй вмещает 7 человек дополнительного экипажа для смены действующего, за исключением командира. Сопровождающая кабина вмещает до 21 человека, обеспечивая обслуживание самолета и груза во время полета.

Конструктивные особенности Ан-124

Нижняя палуба полностью занята трюмом. Его общий объем составляет 1050 м³. Ширина 6,4 м, длина 36,5 м. Высота потолков не менее 4,4 м. Отсек полностью герметичен и оборудован двумя загрузочными люками. Первый находится сзади и представляет собой классический пандус. Второй расположен спереди и открывается поворотом лука вверх. Это позволяет одновременно разгружать и загружать грузовое отделение. Для быстрой работы на борту есть специальное оборудование для подъема контейнеров или тяжелой техники. В отсеке можно разместить не только груз, но и до 880 солдат с полным снаряжением.

Силовая установка

На Ан-124 установлены четыре трехвальных турбореактивных двигателя Д-18Т. Они расположены под крылом и имеют модульное исполнение, что позволяет отказаться от заводского ремонта. При этом двигатели отличаются низким уровнем шума и высокой топливной экономичностью, что сделало самолет популярным для гражданского использования. Во время пробега они помогают тормозить с помощью задней передачи.

Силовая установка Ан-124

Два ТА-12 установлены на борту в качестве вспомогательного источника питания. Они размещены внутри гондол корпуса. Основная задача ВСУ — подавать электричество на самолет, когда он стоит на стоянке, и запускать главные двигатели во время взлета.

Топливная система

Топливная система включает 13 кессонных баков, установленных внутри крыла. Они разделены на 4 группы по 3 человека в каждой. У каждого есть бак первой, второй и третьей ступени. В этом случае отдельная группа предназначена только для одного двигателя. Дополнительно устанавливается нулевая емкость очереди, которая используется для всех установок.

Энергетическая система Ан-124

Заправка осуществляется через четыре штуцера, установленных по два штуки внутри обтекателей рамы. Также на каждом танке есть горловины. На борту интегрирована система контроля качества топливной жидкости. Допускается использование отечественного ТС-1, РТ с некоторыми составами и зарубежного JET-A1.

Гидравлический комплекс

Ан-124 имеет четыре гидросистемы, которые составляют единый комплекс. Напор обеспечивают восемь насосов модели НП-107, два из которых подключены к их мотору. Работают с жидкостью АМГ-10, рабочее давление 210 кгс / см³.

Гидравлический комплекс Ан-124

Каждая гидросистема имеет резервные источники давления в виде гидротрансформаторов НС53, агрегатов ТНУ86А и станций НС-55А5. Управление клеммными щитками при работе в аварийном режиме осуществляется по пятой системе с НС53.

Система управления полетом

«Руслан» получил систему дистанционного управления полетом, которая раньше использовалась только на истребителях. Это позволило снизить вес самолета и исключить сваливание с перебоями в одном обороте. Управление осуществляется с помощью штурвалов и рулей направления и высоты, регулирующих положение всех элементов механизации крыла.

Система управления полетом Ан-124

Также на борту есть автоматизированная система управления. Самостоятельно следить за состоянием самолета и параметрами работы отдельных узлов. При обнаружении неисправностей или отклонений уведомить экипаж. Также он может исправить действия пилотов, если они не следуют инструкциям.

Шасси

Ан-124 получил единую раму из 24 колес. Все они установлены попарно на 12 стойках, разделенных на три группы. Первый находится в носовой части и состоит из двух соединенных стоек. Второй и третий — под фюзеляжем по ближайшим к корме бортам. В их состав входят пять стоек со сдвоенными колесами.

Рама Ан-124

Наличие такого шасси позволяет самолету совершать посадку даже в аэропортах с грунтовым покрытием. А возможность регулировать таможенное оформление упрощает погрузочно-разгрузочные операции. Опоры оснащены системой податки и вращения.

Связное оборудование

На борту установлен специальный комплекс ТИП-1Б2. Он включает в себя несколько устройств для связи с наземными службами и переговоров между экипажем. Среди них: М-1Б, Р-865ГЭ, Р-887В, Р-514-2-1, Р-507-3БС.

Аппаратура связи Ан-124

Самолет также оборудован станцией для передачи сообщений на гражданских частотах Орлан-85СТ и радиомаяком КОСПАС АРБ-ПК. В случае авиакатастрофы в неизвестной местности может быть использована станция R-855A1. Кроме того, на борту используются радиостанции Ядро-11-Л1 и Р-861.

Пилотажно-навигационный прицельный комплекс

Основным элементом пилотажно-навигационного оборудования на «Руслане» является ПНПК «Купол-124». Позволяет летательному аппарату летать в автоматическом режиме, а также корректировать курс, крен и тангаж при ручном управлении. Кроме того, его можно использовать для стабилизации или автоматизации многих параметров полета. При выходе из строя основной системы ПНПК предупреждает пилотов.

Пилотажно-навигационный прицельный комплекс Ан-124

При техническом обслуживании Ан-124 перед взлетом используется объективный контроль, отображающий состояние всего оборудования. В то же время система позволяет резервировать работу всей электроники в случае сбоев.

Радиолокационное и радиотехническое оборудование

На борту комплекса А-822 РЛК, входящего в состав самой ПНПК, установлены две радиолокационные системы. Также есть радиокомпас модели А-318, доплеровский измеритель ДИСС Ш013В, усовершенствованный радиовысотомер А-034 и навигационная система АНС-3.

Радиолокационное и радиооборудование Ан-124

Для наблюдения за самолетом на гражданских или военных радарах есть специальные транспондеры. Также имеются площадки для посадки и взлета в аэропортах со станциями дальних или ближних рейсов.

Достоинства и недостатки самолета

Самолет проектировался с упором на максимальную полезную нагрузку и превосходство над конкурентами. При его создании была проделана колоссальная работа, чтобы серийный Ан-124 был максимально эффективным. Следовательно, он имеет значительные преимущества, недостижимые для большинства других самолетов.

Достоинства и недостатки Ан-124

Преимущества Ан-124:

  • огромная грузоподъемность;
  • удобное расположение грузового отсека;
  • хорошие технические характеристики;
  • простота управления;
  • система отказа каркаса;
  • высокая надежность оборудования.

Несмотря на важные достоинства, у самолета есть два условных недостатка. Первый — это финансовые затраты на его эксплуатацию, которые значительно выше, чем на модификацию транспорта Боинг 747. Второй недостаток — устаревшее пилотажно-навигационное оборудование. Ее ликвидировали выпуском модели Ан-124 100М, получившей новейшую электронную заправку.

Существующие модификации Ан-124

Изначально Ан-124 создавался для перевозки грузов военного назначения, поскольку именно им чаще всего требуется большая грузоподъемность и вместимость. Однако вскоре были разработаны модификации самолета, которые отличались возможностями и некоторыми деталями.

Существующие модификации Ан-124

Возможные варианты:

  • «Изделие 400» — первое название на этапе проектирования, было изменено с выпуском прототипа;
  • Ан-124 — базовая модель самолета, предназначенного для перевозки грузов военного назначения;
  • Ан-124-100 — специальная модификация, предназначенная только для перевозки гражданских грузов;
  • Ан-124-100М — улучшенная модель для гражданского транспорта, получившая новое бортовое радиоэлектронное оборудование;
  • Ан-124-100-150 — модификация с увеличенной грузоподъемностью до 150 тонн и увеличенной дальностью полета до 5400 км при нагрузке 120 тонн;
  • Ан-124-100М-150 — вторая версия предыдущей модификации, получившая модернизированные бортовые системы и сокращенный экипаж до 4 человек

Кроме того, прорабатывалась модернизация Ан-124-102, которая должна была получить новую систему управления, улучшенные характеристики и сократить экипаж до 3 человек. Однако он так и не был достроен и в серийное производство не пошел.

Необычные грузы

Также у компании есть свой список необычных заказов. Так, например, они когда-то несли гигантские кольца весом в пятьдесят тонн, предназначенные для добычи золота. Но на момент заряжания расстояние между фюзеляжем и краем кольца составляло всего 77 миллиметров, и это критический момент.

В 1989 году «Руслан» перевез оборудование (140 тонн) для первого концерта на территории СССР группы «Pink Floyd».

В 1992 году двести тридцать миллионов фунтов золота (52 тонны) было перевезено из Объединенных Арабских Эмиратов в Швейцарию).

В 1993 году для концерта Майкла Джексона в Россию было привезено 310 тонн музыкального оборудования и сценических устройств. Итак, использовались три стороны.

В 1997 году из столицы Великобритании в Тунис Ан-124 за один прилет перевез сто тонн оборудования для съемок фильма «Звездные войны».

А в 1998 году шестьдесят восемь животных были перевезены из Праги в индонезийский зоопарк, в том числе бегемот, четыре жирафа, крокодилы, зебра и так далее.

История создания

В результате для улучшения аэродинамических свойств самолета Ан-124 «Руслан» была организована специальная группа инженеров, которые также занимались повышением его прочности и безопасности. Кроме того, предполагалось возможное изменение материалов при создании кораблей этого типа. В производстве Ан-124 участвовали лучшие специалисты наиболее развитых советских научных центров, поэтому он родился как венец конструкторской мысли СССР. На тот момент в мире не было таких технологий, поэтому самолет наделен совершенно уникальными характеристиками.

Гостиная

Ан-124 был введен в эксплуатацию в 1982 году. 24 декабря состоялся первый полет опытного образца, а через три года он был впервые представлен советским СМИ, после чего уже сообщалось о присутствии кита с транспорта на авиационную выставку в Париже.

Катастрофа в Иркутске

За все время эксплуатации самолета Ан-124 в летно-транспортных происшествиях было потеряно 4 самолета.

Одним из самых тяжелых было крушение военного самолета в небе над Иркутском. Корабельный номер RA-82005 впервые поднялся в воздух в октябре 1985 года. Общий налет самолета на конец 1997 года составил 1034 часа, или 576 взлетно-посадочных циклов».

6 декабря 1997 г произошла одна из самых серьезных авиакатастроф в истории военно-транспортной авиации. Пластина RA-82005 следовала из Москвы во вьетнамский военный аэродром Камрань с посадками в Иркутске и Владивостоке. На борту находилось 40 тонн груза: два истребителя Су-27УБТ, 15 пассажиров и 8 членов экипажа собрались на Иркутском заводе ВВС.

В 14:42 самолет вылетел из аэропорта Иркутска.

Катастрофа в Иркутске

Дальнейшая хронология событий была восстановлена ​​специалистами комиссии для скрупулезного расследования причин катастрофы:

  • через 3 секунды после взлета, высота 5м — пик и остановка двигателя №3.
  • через 9 секунд после взлета, высота 22 м — остановка двигателя нормальная. 2.
  • через 11 секунд после взлета, высота 66 м — двигатель пиковый n. 1.

Увеличение угловой скорости и угла атаки не превышало допустимых значений, но из-за резкой потери тяги после остановки трех из четырех двигателей Ан-124 начал крен влево и резкое снижение с одновременным потеря линейной скорости.

Экипажу не удалось стабилизироваться и удержать самолет в полете с работающим двигателем.

Самолет-гигант разбился на расстоянии 1,6 км от аэропорта «Иркутск-2» в городском микрорайоне «Авиастроитель». Главный выстрел пришелся на дом № 45 по ул. Гражданский. Киль самолета столкнулся со стеной дома №120 на улице Виа Мира и другим крупным обломком — в здании детского дома.

Общее количество жертв в авиакатастрофе — 72 человека:

  • 49 из них — жертвы катастрофы на земле, жители Иркутска, 15 из них — дети.;
  • 15 — пассажиры «Руслана»;
  • 8 — члены экипажа.

70 семей лишились крова. Сотни военных и гражданских специалистов, техника спасательного центра МЧС России приняли участие в ликвидации последствий катастрофы.

Расследование государственной комиссии установило официальную причину крушения самолета — отказ 3 из 4 двигателей завода.

Ситуация осложнялась тем, что в результате пожара были сильно повреждены бортовые самописцы переговоров экипажа и технические параметры самолета. В частном порядке после завершения официального расследования появились интервью, в которых военные и гражданские эксперты и специалисты высказывали разные мнения о причинах отказа двигателей «Руслана» после взлета.

Приведенные ниже факты являются неофициальными и не могут использоваться в качестве выводов о степени вины производителя, экипажа или технического персонала:

  • зарядить самолет перед вылетом из аэропорта Иркутска.
  • неисправность одной из бортовых систем из-за использования одним из пассажиров запрещенных электронных устройств.
  • превышение количества воды 9 в авиационном керосине и, как следствие, появление льда и выход из строя топливных фильтров ТРД.

В 1999 году на месте падения «Руслана» в Иркутске была освящена церковь Рождества Христова, возведенная в память о жертвах страшной катастрофы.

Оцените статью
Блог про аэропорты мира